Задание 5.2. Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова в микрорайоне учреждения образования " Средняя школа № 2 г. Петрикова"
Дата выполнения: январь 2022 г.
Участники: учащиеся 9 "Б"
Количество участников – 6 учащихся
Список учащихся:
- Горошко Ярослав Васильевич
- Закревская Мария Александровна
- Матрос Антон Анатольевич
- Прикота Владислав Олегович
- Соловьёв Станислав Николаевич
- Хомец Иван Александров
Загрязнителями атмосферы могут быть вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Снег является накопителем загрязнений, поэтому позволяет оценить степень загрязнения атмосферы за несколько месяцев.
Изучение снежного покрова проводилось на факультативном занятии по программе «Зелёные школы».
Выбрали три площадки: 1-я со стороны спортивной площадки рядом с кательной, 2-я – около входа в школу, 3-я - вдоль школьного забора у дороги.
Сначала рассмотрели внешний вид и состояние снега, составили таблицу:
Площадка |
Вид снега |
цвет |
влажность |
твердость |
№ 1 |
среднезернистый |
серовато-белый |
влажный |
мягкий |
№ 2 |
Среднезернистый |
белый |
влажный |
мягкий |
№ 3 |
мелкозернистый |
Грязно-серый с коричневым оттенком |
влажный |
твёрдый |
Определили физические свойства талого снега: прозрачность, цвет, запах:
Проба талого снега |
прозрачность |
цветность |
запах |
№1 |
слабо прозрачный |
бело-серый |
очень слабый (1) |
№2 |
мутный |
темно-серый |
слабый (2) |
№ 3 |
прозрачный |
белый |
нет (0) |
Определение химических свойств талого снега:
Определили кислотность (рН):
Проба талого снега |
рН |
№1 |
4 |
№2 |
5 |
№ 3 |
7 |
Определение хлорид-ионов:
Проба талого снега |
Наличие хлорид-ионов |
№1 |
нет |
№2 |
Появился белый осадок |
№ 3 |
нет |
Результаты химического анализа проб талого снега:
Проба талого снега |
Органические вещества |
Fe<sup>2+</sup> |
Pb<sup>2+</sup> |
Cu<sup>2+</sup> |
SO<sub>4 </sub><sup>2-</sup> |
№1 |
присутствуют |
нет |
нет |
нет |
небольшая муть |
№2 |
присутствуют |
нет |
слабый осадок |
нет |
нет |
№ 3 |
нет |
нет |
нет |
нет |
нет |
Выводы:
- На школьной территории у входа в школу чистота снежного покрова находится в норме, поэтому можно говорить об относительной чистоте воздуха.
- Химический анализ пробы талого снега на участке № 1 показал, что загрязнение снега происходит веществами, которые оседают из воздуха, Основным источником загрязнения являются вещества, которые выделяются из котельной.
- Самым грязным участком является участок № 2, который находится у дороги. Основным источником загрязнения воздуха является автомобильный транспорт, что подтверждает наличия ионов свинца, хлора в пробе талого снега этого участка.
Задание 5.3. Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств
(по концентрации оксида углерода) в микрорайоне учреждения образования «Средняя школа №2 г. Петрикова»
Цель: изучение и сравнение степени загрязнения воздуха участка улицы Липунова, на перекрестках в микрорайоне учреждения образования.
Дата выполнения: март 2022 г.
Участники: учащиеся 7" Б" и 9 "Б"классов
Количество участников – 10
Список учащихся:
- Горошко Ярослав – 9"Б"
- Закревская Мария – 9"Б"
- Прикота Владислав – 9"Б"
- Соловьев Станислав – 9"Б"
- Хомец Иван – 9"Б"
- Матрос Антон – 9"Б"
- Кондюхова Вероника – 9"Б"
- Середа Алина– 9"Б"
- Дубяга Павел – 7"Б"
- Сухаренко Мария – 7"Б"
Время проведения мониторинга: утро 7.40 до 08.00, будний день, вторник.
Подсчет автотранспортной нагрузки
Загрязнение воздуха отработанными газами автомобилей отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени
Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчетным методом. Исходными данными для расчета являются:
- количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по вы деленному участку автотрассы в единицу времени;
- длина участка в километрах (км);
- нормы расхода топлива автотранспортом:
Тип автотранспорта |
Средние нормы расхода топлива, л на 100 км |
Удельный расход топлива Vi, л на км |
Легковой автомобиль |
11–13 |
0,1 |
Грузовой автомобиль |
29–33 |
0,3 |
Автобус |
41–44 |
0,4 |
- значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего.
Вид топлива |
Значение коэффициента (K) |
||
Угарный газ |
Углеводороды |
Диоксид азота |
|
Бензин |
0,6 |
0,1 |
0,04 |
Дизельное топливо |
0,1 |
0,03 |
0,04 |
Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).
Результат: учащиеся рассчитали автомобильную нагрузку на участке дороги по улице Липунова, в различное время, определили выброс вредных веществ, поступающих в атмосферу расчётным методом.
-
Выбрали участок дороги улицы Липуновой, длиной 0,5 км в микрорайоне школы.
- Длина участка 500 м, на котором проводился мониторинг, равна 1111 шагов, средняя длина шага равна 0, 45м.
- Подсчитали количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, определили общий путь, пройденный ими по данному участку автодороги.
- Заполнили таблицу:
Тип автотранспорта |
Всего за 20 минут |
За 1 час, Ni, шт. |
Общий путь за 1 час, L, км |
Легковые автомобили |
50 |
150 |
75 |
Грузовые автомобили |
2 |
6 |
3 |
Автобусы |
- |
- |
- |
Всего автотранспорта |
52 |
156 |
78 |
- Определили автомобильную нагрузку, т.е. интенсивность движения автотранспорта на выбранном участке дороги за один час: свыше 100 – высокий уровень интенсивности движения.
- Рассчитали количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле: Qi = Li · Vi. Определили общее количество сожженного топлива каждого вида (Q) и занесли результаты в таблицу:
Тип автомобиля |
Количество (Ni) |
Объем сжигаемого топлива (Qi), в том числе |
|
бензин |
дизельное топливо |
||
Легковые автомобили |
150 |
60·0,1=6 л |
90·0,1=9 л |
Грузовые автомобили |
6 |
- |
6·0,3=1,8л |
Автобусы |
- |
- |
- |
Всего (Q) |
156 |
6 |
10,8 |
- Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива, используя значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего. Для примера с легковыми бензиновыми автомобилями: за час на участке 0,5 км выделится угарного газа 1,26 литра (2,1 · 0,6).
Вид топлива |
(Q, л) |
Количество вредных веществ, л |
||
СО |
углеводороды |
NO2 |
||
Бензин |
6 |
6·0,6=3,6л |
6·0,1=0,6 л |
0,04·6=0,24 |
Дизельное топливо |
10,8 |
10,8·0,1=1,08 |
10,8·0,03=0,32 |
0,04·10,8=0,43 |
Всего |
16,8 |
4,68 |
0,92 |
0,67 |
Массу выделившихся вредных веществ в граммах m = Vm:22,4г. Масса угарного газа, образовавшегося при сжигании бензина - 12,6г., а при сжигании дизельного топлива - 4,5г. Общее количество угарного газа - 4,68л. ЗАДАНИЕ 5.3. Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств
(по концентрации оксида углерода) в микрорайоне учреждения образования «Средняя школа №2 г. Петрикова»
Цель: изучение и сравнение степени загрязнения воздуха участка улицы Липунова, на перекрестках в микрорайоне учреждения образования.
Дата выполнения: 15 марта 2022 года с 18.00 до 18.20 ( будний день, вторник ).
Участники: учащиеся 7" Б" и 9 "Б"классов
Количество участников – 10
Список учащихся:
- Горошко Ярослав – 9"Б"
- Закревская Мария – 9"Б"
- Прикота Владислав – 9"Б"
- Соловьев Станислав – 9"Б"
- Хомец Иван – 9"Б"
- Матрос Антон – 9"Б"
- Кондюхова Вероника – 9"Б"
- Середа Алина– 9"Б"
- Дубяга Павел – 7"Б"
- Сухаренко Мария – 7"Б"
Результат: учащиеся рассчитали автомобильную нагрузку на участке дороги по улице Липунова, различное время, определили выброс вредных веществ, поступающих в атмосферу расчётным методом.
Выбрали участок дороги улицы Липуновой, длиной 0,5 км в микрорайоне школы.
- Длина участка 500 м, на котором проводился мониторинг, равна 1111 шагов, средняя длина шага равна 0, 45м.
- Подсчитали количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в течение 20 минут, определили общий путь, пройденный ими по данному участку автодороги.
- Заполнили таблицу:
Тип автотранспорта |
Всего за 20 минут |
За 1 час, Ni, шт. |
Общий путь за 1 час, L, км |
Легковые автомобили |
20 |
60 |
30 |
Грузовые автомобили |
1 |
3 |
1,5 |
Автобусы |
- |
- |
- |
Всего автотранспорта |
21 |
63 |
31,5 |
- Определили автомобильную нагрузку, т.е. интенсивность движения автотранспорта на выбранном участке дороги за один час: свыше 100 – высокий уровень интенсивности движения.
- Рассчитали количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле: Qi = Li · Vi.
Определили общее количество сожженного топлива каждого вида (Q) и занесли результаты в таблицу:
Тип автомобиля |
Количество (Ni) |
Объем сжигаемого топлива (Qi), в том числе |
|
бензин |
дизельное топливо |
||
Легковые автомобили |
60 |
20·0,1=2 л |
40·0,1=4 л |
Грузовые автомобили |
3 |
- |
3·0,3=0,9л |
Автобусы |
- |
- |
- |
Всего (Q) |
63 |
2 |
4,9 |
- Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива, используя значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего. Для примера с легковыми бензиновыми автомобилями: за час на участке 0,5 км выделится угарного газа 1,26 литра (2,1 · 0,6).
Вид топлива |
(Q, л) |
Количество вредных веществ, л |
||
СО |
углеводороды |
NO2 |
||
Бензин |
2 |
2·0,6=1,2 л |
2·0,1=0,2 л |
0,04·2=0,08 |
Дизельное топливо |
4,9 |
4,9·0,1=0,49л |
4,9·0,03=0,147 |
0,04·4,9=0,196 |
Всего |
6,9 |
1,69 |
0,347 |
0,276 |
Массу выделившихся вредных веществ в граммах m = Vm:22,4г. Масса угарного газа, образовавшегося при сжигании бензина - 1,5г., а при сжигании дизельного топлива - 0,613г.. Общее количество угарного газа - 2,113л.
Задание 5.4 Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне средней школы №2 г. Петрикова и разработать памятки по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Цель: Определение основных причин загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования.,
Задачи:
- Определить основные причины загрязнения атмосферного воздуха
- Разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения
атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования
Период выполнения: май 2022 года
Количество участников, работавших по данному заданию – 20 учащихся 9-х классов.
Качество воздуха – один из показателей качества окружающей среды, влияющий на здоровье человека
Проанализировав полученные данные в результате мониторинга состава воздуха в микрорайоне учреждения образования, выявили основные источники загрязнения воздуха: выхлопные газы автомобилей, дым печных труб и котельных, сжигание мусора.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха
выхлопные газы автотранспорта дым котельных
дым печного отопления сжигание мусора
Автомобиль – один из главных источников загрязнения окружающей среды в городе. Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение воздуха, наиболее распространены и опасны оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы, сажа – продукт неполного сгорания топлива.
Вблизи учреждения образования располагаются частные дома с печным отоплением, школьная котельная, отделение почты, магазин.
Выбросы из котельной представлены газообразными веществами (оксидами серы, углерода и азота), также твердыми частицами (мелкими непрогоревшими частицами твердого топлива), золой и сажей.
Памятка по минимизации загрязнения атмосферного воздуха
Сохраним воздух чистым
- Реже пользуйтесь личным автомобилем, что уменьшит концентрацию продуктов горения, попадающих в атмосферу.
При выборе транспортных средств отдавайте предпочтение экологически чистым видам: электромобиль, велосипед, самокат.
Не вырубай и не ломай деревья – они способствуют очищению воздуха, обогащению его кислородом. Охраняя растения – сбережёшь чистый воздух.
Не сжигайте мусор, а относите его в специальные контейнеры. Не бросайте в костёр куски резины или пластмассы. При их горении выделяются очень ядовитые вещества, которые загрязняют воздух.
Рассказывайте окружающим - друзьям, родственникам о том, почему и как можно охранять воздух от загрязнений.
План работы
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №2 г. Петрикова»
по реализации образовательного проекта «Зелёные школы»
на 2022/2023 учебный год
Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»
№ |
Задание (согласно списку заданий по реализации проекта) |
Сроки выполнения |
Ответственный |
1. |
5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
Март-Май 2023 |
Нестерчук Н.Н. Герасименко В.Г. |
2. |
5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Май |
Нестерчук Н.Н. Фролова А.Н. |
3. |
5.6. Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Май-Декабрь 2023 |
Нестерчук Н.Н. Герасименко В.Г Фролова А.Н |
План работы
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №2 г. Петрикова»
по реализации образовательного проекта «Зелёные школы»
на 2023/2024 учебный год
Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»
№ |
Задание (согласно списку заданий по реализации проекта) |
Сроки выполнения |
Ответственный |
1. |
5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
Сентябрь 2023 май 2024 |
Герасименко В.Г. |
2. |
5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Июль 2024 |
Фролова А.Н. |
3. |
5.6. Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Май-Декабрь 2024 |
Нестерчук Н.Н. Герасименко В.Г Фролова А.Н |
Задание 5.1. Изучить уровень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования
Цель: проведение анализа уровня загрязнения воздуха по состоянию растений и лишайников.
Дата выполнения: апрель-май 2024
Участники: учащиеся 7" А" класса
Количество участников – 5
Список учащихся:
1.Лебединский Владислав
2. Мирончук Кирилл
3.Пастухов Валерий
4.Финдюкевич Назар
5. Москаленко Валерия
План работы
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №2 г. Петрикова»
по реализации образовательного проекта «Зелёные школы»
на 2024/2025 учебный год
Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»
№ |
Задание (согласно списку заданий по реализации проекта) |
Сроки выполнения |
Ответственный |
1. |
5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования |
Сентябрь 2024 май 2025 |
Герасименко В.Г. Нестерчук Н.Н. |
2. |
5.5. Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Июль 2025 |
Герасименко В.Г. Нестерчук Н.Н. |
3. |
5.6. Выполнить план действий на год по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования |
Май-Декабрь 2025 |
Нестерчук Н.Н. Герасименко В.Г |