- Как анализировать свой собственный урок
- Рекомендации педагогу (предупреждение профессионального выгорания)
- Список интернет-сайтов для учителей и учащихся
- Схемы анализа и самоанализа уроков,
Схемы анализа и самоанализа уроков
- Визуализация учебной информации как неотъемная часть процесса обучения
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
- Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
- Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
- Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Ключевые компетенции
1. Ценностно-смысловые компетенции. |
1) Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. 2) Эти компетенции предполагают умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 3) Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. 4) От них зависит индивидуальная образовательная траектория учащегося и программа его жизнедеятельности в целом. |
2. Общекультурные компетенции. |
1) Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов. 2) Культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека. 3) Компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. 4) Сюда относится опыт освоения учащимися картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. |
3. Учебно-познавательные компетенции. |
1) Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. 2) Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 3) По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. 4) В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. |
4. Информационные компетенции. |
1) Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 2) Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.). 3) Владение информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). 4) Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. |
5. Коммуникативные компетенции. |
1) Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми. 2) В рамках этих компетенций формируются навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. 3) Учащийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 4) Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. |
6. Социально-трудовые компетенции. |
1) Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. 2) Права и обязанности в вопросах экономики и права, 3) Права и обязанности в области профессионального самоопределения. 4) В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. |
7. Компетенции личностного самосовершенствования |
1) Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. 2) Учащиеся овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. 3) Формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. 4) К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности. |
Перечень
районных ресурсных центров на базе
учреждений образования Петриковского района
№ п\п |
Наименование районного центра |
Учреждение образования |
ФИО, должность руководителя ресурсного центра |
ФИО куратора |
1 |
Ресурсный центр по учебному предмету «Физика» |
ГУО «Мышанская СШ» |
Рудько О.Н., заместитель директора по учебной работе, учитель физики |
Кульба В.В., методист РУМК |
2 |
Ресурсный центр по формированию читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимодействия, по учебным предметам «Английский язык», «Немецкий язык» |
ГУО «СШ №1 г.Петрикова» |
Чичикайло И.А., заместитель директора по учебной работе, учитель немецкого языка |
Кушнерова Г.В., методист РУМК |
3 |
Ресурсный центр по учебному предмету «Биология» |
ГУО «Лясковичская СШ» |
Рубис Л.А., учитель биологии |
Марченко Т.Н., методист РУМК |
4 |
Ресурсный центр по учебному предмету «Химия» |
ГУО «СШ №2 г.Петрикова» |
Нестерчук Н.Н., учитель химии |
Марченко Т.Н., методист РУМК |
5 |
Ресурсный центр по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» |
ГУО «Мышанская СШ» |
Никитюк А.В., учитель физической культуры и здоровья |
Кульба В.В., методист РУМК |
6 |
Ресурсный центр по организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования |
ГУО «Копаткевичская СШ» |
Руцкая Н.Н., заместитель директора по учебной работе |
Служенко Е.В., методист РУМК |
7 |
Ресурсный центр по сотрудничеству с Белорусской православной Церковью |
ГУО «Куритичская СШ» |
Кулеш С.И., заместитель директора по УВР |
Служенко Е.В., методист РУМК |
8 |
Ресурсный центр по работе школьных библиотек |
ГУО «СШ №1 г.Петрикова» |
Мелкозерова М.И., библиотекарь |
Лазарева В.В., библиотекарь РУМК |
9 |
Ресурсный центр по организации профессиональной подготовки учащихся |
ГУО «Бабуничская СШ» |
Равковский В.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Слязь Е.Г., методист РУМК |
10 |
Ресурсный центр по музейной педагогике |
ГУО «Копаткевичская СШ» |
Сигай Н.А., учитель истории |
Петровец А.М., директор ГУО «Петриковский районный ЦТиКДиМ» |
11 |
Ресурсный центр по специальному образованию |
ГУО «Петриковский районный ЦКРОИР» |
Дворник Н.В., заместитель директора |
Никешина Е.Н., методист РУМК |
12 |
Ресурсный центр по работе службы СППС |
ГУО «СПЦ Петриковского района» |
Макаревич Е.А., заместитель директора |
Слязь Е.Г., методист РУМК, Ракицкая И.В., методист РУМК |
13 |
Ресурсный центр по организации инновационной деятельности |
ГУО «Гимназия г.Петрикова» |
Солдаткина Л.И., заместитель директора по учебной работе |
Кульба М.Э., заведующий РУМК |
14 |
Ресурсный центр по безопасности воспитанников учреждений дошкольного образования |
ГУО «Ясли-сад №7 г.Петрикова» |
Головач Н.С., заместитель заведующего |
Никешина Е.Н., методист РУМК |
Перечень
районных ресурсных центров на базе
учреждений образования Петриковского района
по воспитательной работе, продолжающих работу
№ п\п |
Наименование районного центра |
Учреждение образования |
ФИО, должность руководителя ресурсного центра |
ФИО куратора |
1 |
Ресурсный центр информационных технологий |
ГУО «Гимназия г.Петрикова» |
Дорошко А.И., учитель информатики |
Кульба В.В., методист РУМК |
2 |
Ресурсный центр по гражданскому и патриотическому воспитанию |
ГУО «Бриневский д/сад- СШ» |
Сосновская Е.И., заместитель директора по основной деятельности |
Ракицкая И.В., методист РУМК |
3 |
Ресурсный центр по семейному и гендерному воспитанию |
ГУО «Мышанская СШ» |
Прокопенко Л.В., заместитель директора по воспитательной работе |
|
4 |
Ресурсный центр по безопасности |
ГУО «Птичский д/сад-СШ» |
Сигай М.С., заместитель директора по воспитательной работе |
|
5 |
Ресурсный центр по трудовому воспитанию и профориенатции |
ГУО «Челющевичская СШ» |
Жуковская А.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
|
6 |
Ресурсный центр по экологическому образованию и воспитанию |
ГУО «Копаткевичская СШ» |
Нахай В.А., заместитель директора по воспитательной работе |
Губарь Ю.В., заведующий отделом ГУО «Петриковский районный ЦТДиМ» |
Функциональная грамотность как инструмент формирования компетенций.
Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Функциональная грамотность включает в себя:
- познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных, метапредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;
- образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;
- методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:
- Языковая грамотность
- Математическая грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Цифровая грамотность
- Финансовая грамотность
- Культурная и гражданская грамотность.
- Содержательная область определятся видом функциональной грамотности или разделом учебной дисциплины.
Грамотность |
Содержательная область |
Читательская |
Типы и форматы текста |
Математическая |
Разделы математики |
Естественнонаучная |
Естественнонаучные предметы, методология |
Финансовая |
Деньги и финансы, управление, риски и выгоды |
Креативное мышление |
Самовыражение, решение проблем |
- Контекстная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность |
Контекст |
Читательская |
Ситуации функционирования текста |
Математическая |
Мир индивидуума, социума, образования и науки |
Естественнонаучная |
Здоровье, ресурсы, среда, связь науки и технологии |
Финансовая |
Образование и работа, семья, личные траты, досуг, общество |
Креативное мышление |
Образование, быт, наука и технология, культура, социум |
- Компетентностная область обеспечивает погружение ученика в ситуацию, связанную с окружающим миром
Грамотность |
Компетенция |
Читательская |
Работать с информацией: - находить и извлекать - осмысливать и оценивать - интерпретировать |
Математическая |
Формулировать, применять, интегрировать и оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы |
Национальное исследование качества образования https://adu.by/ru/pedagogam/natsionalnoe-issledovanie-kachestva-obrazovaniya-niko.html