Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Рекомендации педагога-психолога педагогам

Дата: 6 сентября 2023 в 10:12, Обновлено 14 ноября 2024 в 09:06
Автор: Ситник В. А.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Мотив - побуждение к достижению цели. Другое определение учебной мотивации звучит так: проявляемая обучаемыми мотивированная активность при достижении целей учения. Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в про­цессе деятельности по ее осуществлению школьник усва­ивает знания и формируется как личность.

Средний школьный этап онтогенетического развития характеризуется возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. При этом у многих подростков наблюдается общее снижение мотивации учения и, как следствие, изменяются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Особенностью мотивации учебного поведения школьников средних классов является наличие у них «подростковых установок» (моральных взглядов, суждений, оценок, часто не совпадающих с таковыми у взрослых). К таким установкам относится, например, осуждение тех учащихся, которые не дают списывать или не хотят подсказывать на уроке.

У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке собственной личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Следствием является их ранимость, обидчивость, немотивированные с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих.

                                                      Советы учителям

  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько.
  • Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения.
  • Необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.
  • Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.
  • Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.
  • Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
  • Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
  • Изменять методы и приемы обучения.
  • По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
  • Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
  • Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.
  • Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала.
  • Уважайте личность каждого ребенка.
  • Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

Психическое здоровье педагога

             Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.

Профессия педагога считается одной из самых стрессогенных и энергозатратных. Нередко в этой сфере как механизм психо­логической защиты в ответ на психотравмирующие воз­действия возникает синдром эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности исполнением работы.

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы выгорания, можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом. При эмоциональ­ном сгорании налицо все три фазы стресса.

  1. Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощу­щение повышенной ответственности, трудные клиен­ты, дети. Все это сопровождается следующими симптомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, не­удовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тре­воги и депрессии.
  2. Во-вторых, сопротивление, во время которого чело­век пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявля­ются следующие симптомы: неадекватного избиратель­ного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы эко­номии эмоций, выборочного выполнения профессиональ­ных функций.
  3. В-третьих, истощение, характеризующееся оскудени­ем психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что прояв­ленное сопротивление оказалось неэффективным. В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоционального дефицита, эмоциональной и личност­ной отстраненности, психосоматических нарушений.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести. Про­гнозируются разного рода психосоматические отклонения.

Тем не менее, можно попытаться предпринять про­филактические шаги, которые предотвратят, ослабят или исключат данный феномен. Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания принадлежит са­мому работнику. Соблюдая перечисленные ниже реко­мендации по профилактике стресса, Вы не только сможете предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.

1.   Определите краткосрочные и долгосрочные це­ли. Достижение краткосрочных целей не только обес­печивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повы­шает долгосрочную мотивацию.

2.   Используйте «тайм-ауты». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы. Иногда необходимо найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Овладевайте умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками как релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.

4. Занимайтесь профессиональным развитием и самосовершенство­ванием. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессио­нальной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного кол­лектива. Для этого существуют различные курсы повы­шения квалификации, всевозможные профессиональ­ные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других сис­темах, где можно поговорить, в том числе и на отвле­ченные темы.

5.   Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конку­ренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излиш­не агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

6.  Стремитесь эмоционально общаться. Когда педагог анали­зирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому реко­мендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситу­ациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник де­лится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти разумное решение возникшей проблемы.

7.   Поддерживайте хорошую спортивную форму. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь, Хро­нический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную фор­му с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спирт­ными напитками, табаком, уменьшение или чрезмер­ное повышение массы тела усугубляют проявление син­дрома эмоционального выгорания.

О сохранении психического и физического здоровья учащихся

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения.   Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно и др. Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся, для  подростков  с  выявленными  или  подозреваемыми  устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т. п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку. Главное в этот период – не учебные достижения, а эмоциональное благополучие. В рамках   проблемы суицида профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техники принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т. д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать свой успех – с конкретными примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.

Возрастные особенности старшеклассников

В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков.
Изменения, происходящие с телом, влекут за собой серьезные изменения Я-концепции. Юноши и девушки одновременно испытывают интерес, восхищение и тревогу по поводу изменений, происходящих с их телами. Они постоянно сравнивают свое тело с культурным эталоном. Рано созревающие мальчики получают определенное преимущество по сравнению с поздно созревающими, в то время как для девочек раннее созревание имеет как положительные, так и отрицательные черты. 
Школьная юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым эталонам составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания. С этим тесно связано много динамических переживаний. Мальчики тяжело переживают свое отставание от сверстников в росте или появлении вторичных половых признаков и наличие себя черт характера, которые кажутся им «немужскими». И юноши и девушки весьма озабочены своей внешностью. Половые различия и связанные с ними представления о том, как должны вести себя «настоящий юноша» и «настоящая девушка», нередко гипертрофируются.

Когнитивные изменения в старшем школьном возрасте характеризуются развитием мышления на уровне формальных операций. Этот тип мышления необходим для абстрактных умозаключений, не привязанных к существующим в данный момент конкретным внешним условиям. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей старшеклассников содержание их мышления также становится более широким и сложным. Кроме того, появление этих способностей приводит к тому, что юноши и девушки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них своеобразной формы эгоцентризма: некоторым кажется, что они постоянно выступают перед воображаемой аудиторией, что другие люди постоянно обращают на них свое критическое внимание.
Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило – разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры. Огромное значение, наряду с разветвленными товарищескими отношениями, в юности имеет дружба. Юношеский канон дружбы, по сравнению с подростковым, заметно индивидуализируется и психологизируется, выдвигая на первый план ценности, связанные с развитием самосознания, - самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеская дружба большей частью бывает однополой, а ее свойства, в том числе устойчивость, зависят от индивидуальных особенностей и потребностей участников. Отсутствие друзей переживается в этом возрасте очень болезненно и воспринимается как личный недостаток. Общение старшеклассников становится более избирательным, меняется соотношение значимых других.
Старшеклассники обладают уже весьма высокой степенью автономии от старших, прежде всего родителей и учителей, и покушение на эту автономию часто вызывает конфликты. Во многих вопросах, особенно в том, что касается досуга, моды, художественных вкусов, они больше ориентируются на мнение сверстников. Это не означает, что старшие вообще теряют авторитет; в наиболее серьезных вопросах влияние родителей большей частью перевешивает влияние сверстников. Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего я. Она тесно связана с изменениями деятельности и закономерностями умственного развития в этом возрасте. По сравнению с подростковым юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Юноши и девушки остро чувствуют свою индивидуальность и всячески подчеркивают отличие от окружающих.
Старший школьный возраст – время активного мировоззренческого поиска, центром которого становится проблема смысла жизни. Старший школьный возраст – критический период проявления различных психопатий. В этом возрасте резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения.

Общая характеристика возраста

Разные исследователи называют возраст 15-17 лет ранним «юношеским», «старшим подростковым», «отроческим». Однако, не смотря на разницу в определениях, большинство ученых сходятся в том, что это период жизни человека, представляющий собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости.

Вместе с тем, юноши и девушки начинают активно использовать свои интеллектуальные способности не только при решении учебных задач, но и в межличностных отношениях. Так в этом возрасте дети начинают подвергать сомнению ценности своей семьи, сравнивать их с другими. Главным социальными задачами этого возраста становятся выбор профессии и подготовка к созданию семьи.

Значимость юности как периода жизни человека определяет особенную важность успешного решения задач развития этого возраста:

• личностного развития и обретения чувства личностной идентичности;

• обретения половой идентичности - осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

• профессионального самоопределения - самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

• развития готовности к жизненному самоопределению, базой для которого является достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Формирование самосознания и кризис идентичности в юношестве

Главным личностным новообразованием юности является социально-психологическая готовность к жизненному самоопределению. «В основе готовности к самоопределению лежит формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимании долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр.» . Именно развитие этих психологических качеств обеспечивает в дальнейшем сознательную, активную, творческую жизнь человека.

Нравственное развитие и ценностная ориентация старшеклассников

Формирующиеся в юности ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические) и система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе представляют собой стержневую характеристику личности. Для старшеклассников особо актуальна проблема смысла человеческой жизни, а как будет решена эта проблема, во многом зависит от нравственного развития конкретного человека.

Половая идентификация старшеклассников

Формирование половой идентичности процесс многогранный, включающий в себя следующие психологические механизмы:

• собственно идентификация - отнесение ребенком себя к тому или иному полу, основанное на бессознательном подражании ребенка поведению взрослых своего пола;

• социальное научение - освоение различных форм поведения, присущих представителям одного из полов, основанное на положительном подкреплении за соответствующее маскулинное и феминное поведение;

• гендерная константность - осознание необратимости своего пола;

• гендерная саморегуляция - контроль за собственным поведением на основе сформировавшихся внутренних мотивов.

Психологические аспекты юношеских взаимоотношений

В юношеском возрасте наблюдаются существенные изменения в стиле общения и межличностных отношений у юношей и девушек. Одним из новообразований юношеского возраста в общении со сверстниками является освоение и дифференциация чувств дружбы и любви.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.